Gruppa 8.1
Август
Август
Все волнения по поводу выбора детского сада, получения направления, уже позади. И вот ваш ребёнок скоро начнёт посещать детский сад. Но встает вопрос, как же ваш такой маленький, но в тоже время, такой взрослый малыш привыкнет к новой для него обстановке? Будет ли ему комфортно с новыми воспитателями, в новом кругу детей? Как облегчить ему, так называемый, период адаптации, которого в новом месте и в новом коллективе не избежать, независимо от того, сколько вашему ребенку лет?
Самое главное - положительный настрой родителей! Если вы уверены, что садик - это самое лучшее место для ребенка, что там ему будет хорошо, поверьте, ему это тоже передастся. Поговорите с вашим сыном или дочерью о садике. Расскажите, как там много новых игрушек, сколько новых друзей и подружек у него появится. Там добрые воспитатели и интересные занятия. Расскажите о том, что в садике его научат рисовать, лепить, петь и танцевать. Безусловно, слезы в первые дни, а, может быть, и недели неизбежны. Но, поверьте, в большинстве случаев ребенок плачет только при вас, а, зайдя в группу, быстро успокаивается. Первые несколько дней водите ребенка на 2-3 часа. Не пугайтесь, что он не ест в детском саду, дайте ему привыкнуть немного. Не спешите сразу выходить на работу, особенно, если вам придется поздно забирать ребенка. Вместе привыкайте к новому для вас ритму жизни. Через 1-2 недели вы можете попробовать оставить ребёнка на сон. Первое время он, возможно, будет спать в саду плохо, тяжело засыпать. Это вполне нормально. Опытные воспитатели помогут ему, споют песенку, посидят рядом.
Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу. Чаще хвалите ребёнка, обнимайте, говорите, что очень любите. Уделяйте ребёнку больше внимания, интересуйтесь его успехами и неудачами, отмечайте малейшие изменения в настроении. Даже если ваш малыш еще не очень хорошо говорит, всегда спрашивайте его, что он сегодня делал в саду, во что играл, чем занимался.
Познакомьте ребёнка с режимом дня в детском саду. Чем чаще Вы будете его соблюдать, тем спокойнее ребёнок воспримет новые правила. Спрашивайте, куда он будет складывать свои вещи после прогулки, что он будет делать после обеда. Такими вопросами Вы сможете проконтролировать, как ребёнок усвоил последовательность режимных моментов в дошкольном учреждении. Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит так, как было обещано, то чувствует себя увереннее.
Максимально приблизьте домашний режим к распорядку в детском саду не менее чем за две недели и старайтесь поддерживать его в выходные дни.
К началу посещения детского сада прививайте ребёнку элементарные навыки самообслуживания. Ребёнок должен уметь самостоятельно:
-мыть руки с мылом и вытирать их;
-ходить в туалет;
-пользоваться ложкой и вилкой;
-одеваться самостоятельно с небольшой помощью взрослого.
Поговорите с ним о возможных трудностях, объясните, к кому он может обратиться за помощью и как он это должен сделать. Например: Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить». И воспитатель нальёт тебе воды. Если захочешь в туалет, обязательно скажи об этом. Попробуйте проиграть все эти ситуации дома.
В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Не пугайте ребёнка детским садом, например: «Не хочешь есть сам, вот придёшь в детский сад там тебя научат» или «Учись есть сам, тогда тебя возьмут в детский сад ».
Расширяйте круг общения ребёнка с другими детьми и взрослыми. Поощряйте игры с другими детьми. Личным примером учите ребёнка общаться, знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои. Не пренебрегайте такими простыми фразами, как: «Если хочешь поиграть с девочкой (мальчиком), подойди и скажи: «Как тебя зовут?». В присутствии своего ребёнка называйте этих детей по имени. Говорите дома о новых знакомых.
Будьте спокойны и уравновешенны, так как дети очень легко перенимают тревожность от своих близких. Личная тревожность матери часто является причиной беспокойства у ребёнка. Когда Вы уходите, расставайтесь с ребёнком быстро и легко, иначе у ребёнка появиться тревога.
При расставании с ребёнком в группе: будьте настойчивы и спокойны. Даже, если ребёнок плачет и хватается за Вас, улыбнитесь ему и скажите: «Всё будет хорошо, вечером я приду за тобой» и не оглядываясь, уходите.
Не спрашивайте у малыша: «Хочешь ли ты ходить в детский сад?». Если он ответит отрицательно, а вопрос о походе в сад Вами уже предопределён, это может дополнительно расстроить Вашего ребёнка.
Ребёнок может принести в группу любимую игрушку, книжку или милый пустячок, с которым он не расстаётся дома. Это поможет ребёнку легче и безболезненнее привыкнуть к дошкольному учреждению. Предложите ребёнку рассказать своей любимой игрушке про детский сад, пусть ребёнок покажет ей свой шкафчик, кроватку и т.д. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике, чтобы ребёнок наутро снова с нею встретился. Если ребёнок на это не соглашается, пусть игрушка «ходит» вместе с ним ежедневно и «знакомится» там с другими детьми.
В первые дни оградите ребёнка от дополнительного общения: походов в гости, детские площадки и т.д. Лучше после детского сада вместе с ребёнком побыть дома. Так как ребёнку (его нервной системе) необходимо отдохнуть от эмоционально насыщенного дня.
Скажите точно ребёнку, когда Вы вернётесь. Например:«Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь».
Помните, что Ваш ребёнок в надёжных и профессиональных руках!
Июль
Летний отдых с ребёнком
Наступило лето, так что самое время родителям подумать об отдыхе. И, в первую очередь, не о своем, а о детском. Ваши дети нуждаются в полноценном отпуске, наполненном впечатлениями, солнцем, играми, купанием, витаминами и прочими приятностями.
• Выбирайте только те виды отдыха, которые устроят вас и вашего ребенка.
• Следует помнить, что выезжая за город, или путешествую по миру, следует обсуждать с ребенком полученные впечатления. Ваша задача расширять кругозор детей, соединяя имеющиеся знания и жизненный опыт ребенка.
• Планируя экскурсию на отдыхе, обсудите с ребенком заранее, как он к этому относится, если реакция негативна, попробуйте найти компромисс.. Советуйтесь с ребенком, будьте внимательным слушателем, ценность общения не в количестве времени, а в качестве общения (внимание, уважение, понимание).
• Всеми силами отвлекайте ребенка от телевизора и компьютера, проводите все свободное время на свежем воздухе, катайтесь на велосипеде, самокате, роликах, играйте в футбол. Лето – это укрепление здоровья ребенка и от того как он отдохнет во многом зависит его здоровье весь следующий учебный год.
• Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит маму или серьёзного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».
• Старайтесь соблюдать режим дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Ребенок должен спать не менее 10 часов.
•Летом процессы роста у детей протекают наиболее интенсивно, в связи с чем повышается потребность в белке - основном пластическом материале. Кроме того, в жаркие дни организм ребенка теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов. Для покрытия этих дополнительных затрат требуется увеличение калорийности и пищевой ценности рациона. С другой стороны, в жаркие дни у детей нередко ухудшается аппетит.
Как организовать питание ребенка в летнее время?
Во-первых, калорийность питания должна быть увеличена примерно на 10-15%. С этой целью в рационе ребенка следует увеличить количество молока и молочных продуктов, в основном за счет кисломолочных напитков и творога как источников наиболее полноценного белка. В рацион необходимо включать овощи, свежую зелень и фрукты.
Во-вторых, необходима рациональная организация режима питания ребенка. В жаркие летние месяцы режим питания рекомендуется изменить таким образом, чтобы обед и полдник поменялись местами. В особенно жаркое полуденное время, когда аппетит у ребенка резко снижен, ему следует предлагать легкое питание, состоящее в основном из кисломолочного напитка, булочки или хлеба и фруктов. После дневного сна отдохнувший и проголодавшийся дошкольник с удовольствием съест весь обед, состоящий из калорийных, богатых белком блюд. Повышение суточной калорийности питания ребенка может быть достигнуто за счет увеличения пищевой ценности завтрака. В него рекомендуется включать богатое белком блюдо (мясное, рыбное, творожное, яичное). Это также физиологически более обоснованно, т. к. после ночного сна, в прохладное утреннее время дети едят с большим аппетитом.
В летнее время, кроме общепринятых четырех приемов пищи, ребенку можно предложить пятое питание в виде стакана кефира или молока перед сном. Это особенно рационально в том случае, когда ужин дается в более ранние сроки, а время укладывания ребенка на ночной сон несколько отодвигается из-за большой продолжительности светового дня.
В-третьих, необходимо обращать внимание на соблюдение питьевого режима. В жаркие дни значительно повышается потребность организма в жидкости, поэтому следует всегда иметь запас свежей кипяченой воды, несладкого компота или сока.
Помните:
Отдых – это хорошо. Неорганизованный отдых – плохо!
Впереди у вас два месяца летнего отдыха. Желаем вам интересного лета, хорошего настроения, здоровья!
Июнь
Здравствуй лето!
Лето – долгожданное время года. Летом в полной мере мы пользуемся солнцем, воздухом, водой. Хочется провести лето активно, весело и с пользой для ребёнка. Теплая летняя погода - отличный повод поиграть с ребёнком на свежем воздухе:
- Покататься с ним на велосипедах, попрыгать на скакалке, поиграть с мыльными пузырями, порисовать на асфальте цветными мелками.
- Устроить с детьми игры-соревнования, которые доставят вашим детям много радости и веселья.
- Организовать походы с ребёнком в парк, лес, где можно устроить минипикник.
Лето - благоприятная пора для закаливания. Закаливание укрепляет здоровье ребёнка, повышает устойчивость организма к простудным заболеваниям. Делайте утром с ребенком зарядку. Эта полезная привычка формирует такие качества ребёнка как: дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость. Разрешайте своему ребёнку побегать босиком по траве, теплому песку, речной гальке. Хождение босиком обладает замечательным эффектом
закаливания. Один из лучших способов закаливания летом – это купание в реке, озере, море. Купание улучшает сон, аппетит. Собираясь на пляж, объясните ребёнку правила безопасности, которые он обязательно должен соблюдать:
Не заходить в воду без разрешения взрослых;
Всегда находиться рядом с родителями;
Не снимать головной убор, чтобы не получить солнечный удар;
После купания нужно хорошенько вытереться полотенцем.
Поиграйте с детьми:
«Назови деревья». Ребенок называет деревья, растущие во дворе ( лесу, парке, деревне). Совместно с взрослым рассматривают ствол, листья, определяют их цвет, форму, размер.
«Какая трава?». Обратить внимание ребенка на траву, на ее свойства и признаки. Дать ребенку возможность пощупать ее, сравнить между собой.
«Аромат». Предложить ребенку понюхать различные растения: цветы, траву, листья деревьев, кору. Это развивает чувство обоняния, а если ребенок будет подбирать к каждому аромату прилагательные, то расширится и активный словарь.
«Построй фигуру». Загорая на пляже или играя в песочнице, предложите ребенку построить замки: высокий, ниже и низкий. Прорисовать окошки определенного количества(формы). Пусть ваш малыш назовет все фигуры, пересчитает окна, двери. Сделает крышу заданной формы и т.д. Это способствует математическому развитию и навыку счета.
«Опыты с песком». Интересно для детей провести элементарные опыты с песком. Экспериментируйте, добавляя разное количество воды и главное описывайте весь процесс словами, используйте прилагательные и глаголы в зависимости от консистенции песка (сырой, мокрый, жидкий, сухой, лепится, рассыпается и т.д.)
«Построй дорогу». Предлагаем ребенку построить из песка дорогу для машин (в соответствии с размером машины). После построения обговорите, какая дорога: узкая, широкая, длинная, короткая и т.д. Какая машина сможет проехать по той или иной дороге, а какая нет, и почему?
«Что видишь?». Вы с ребенком по очереди называете определенные объекты природы (например, все зеленые или круглые и т.п.).
«Наоборот». Ребенок в ответ на предложенное вами слово, должен предложить свое, противоположное по смыслу. Например, утро – ночь, солнце – луна, твёрдый - мягкий и т.д.
«Четвертый лишний». Взрослый называет 4 предмета, три из которых связаны каким-либо признаком, а четвертый из другой категории, ребенок должен выделить лишний предмет и аргументировать свой ответ. Например: роза, ромашка, тюльпан, лебедь (лишний лебедь, так как это птица, а роза, ромашка и тюльпан цветы), клубника, лиса, черника, земляника (лишняя лиса, так как она-лесной зверь, а клубника, черника, земляника - ягоды)
«Назови признак». Предложить ребенку назвать признаки лета, воды, растений и т.д.
«Съедобное – несъедобное». При броске мяча, ребенок его ловит, если прозвучало только съедобное.
«Жук и бабочка». Рассмотрите насекомых и найдите отличия: бабочка белая, желтая, крылышки тонкие; жук меньше бабочки, крылья жесткие; бабочка летает, жук ползает, летает, жужжит и т.д. Аналогичным способом можно сравнить другие объекты природы.
Проводя игры и упражнения с детьми, важно, чтобы дети отвечали полным ответом, верно проговаривали слова, правильно строили предложения и могли аргументировать ответ.
Расскажите своему ребёнку о жизни животных, наблюдайте за насекомыми, птицами, за растительным миром, за летними природными явлениями (радуга, дождь, дождевая туча, гроза). Соберите вместе с детьми разные растения и цветы, засушите их и можно сделать гербарий, а можно зимой делать красивейшую аппликацию. Возьмите с собой на прогулку альбом с цветными карандашами и рисуйте цветы, и даже целые пейзажи.
Май
Молодой листвой покрылись деревья и кусты, зеленеет трава. В середине месяца расцветают на газонах одуванчики, а на клумбах раскрываются разноцветные тюльпаны. В лесу на опушке можно увидеть фиалки, а в тенистых уголках - ландыши. Если ваш ребёнок не аллергик, понюхайте с ним цветы, которые увидите в парке или лесу, потрогайте листики разных деревьев и сравните их на ощупь, послушайте пение птиц и плеск речных волн.
Понаблюдайте с малышом за бабочками, которые порхают над цветами. Объясните малышу, что бабочку ни в коем случае нельзя трогать за крылышки, потому что на них имеется пыльца (чешуйки), которая помогает бабочкам летать. Если взять бабочку, пыльца останется на пальчиках, и бабочке трудно будет летать или она, вообще, не сможет летать. Во время наблюдения за бабочкой можно закрепить в речи малыша такие прилагательные: красивая, лёгкая, быстрая, разноцветная, порхающая, узорчатая… и глаголы: порхает, опыляет, прячется, восхищает…
Нарисуйте на асфальте контур бабочки. Обратите внимание, что у бабочки неяркие, неузорчатые крылышки. Предложите ребёнку нарядить бабочку природными материалами (травинки, лепестки и листья растений, камушки, ракушки, палочки и т.п.). Вспомните про «симметрию» и расскажите, что крылья нужно украшать симметрично. Не забудьте полюбоваться получившейся бабочкой и похвалить малыша за творчество.
Привлекайте внимание малыша ко всему многоцветию и многообразию природы, учите видеть и воспринимать окружающий мир во всей полноте!
Апрель
-
Весна в разгаре. Стало заметно теплее. Все больше солнечных дней. Ваши прогулки с малышом стали более продолжительными. Весенние прогулки чрезвычайно полезны с точки зрения раннего развития малыша. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки,пробиваются первые листочки, какие существуют весенние цветы. На прогулках обращайте внимание ребенка на приметы весны: высокое и яркое небо, пушистые белые облака, теплое солнышко, веселое пение птиц, набухшие почки и первые клейкие листочки. Обратите внимание малыша на то, что уже появились первые насекомые: мухи, бабочки, божьи коровки, осы и пчёлы. Некоторые их них проснулись, когда на земле ещё лежал снег. В ходе наблюдений у детей развиваются такие качества, как наблюдательность, сообразительность, аналитические способности, умение сравнивать и делать выводы.
- Учите ребенка не только наблюдать за изменениями в природе, но и рассказывать об этом. Например, пусть попробует подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос: "Какой?", к следующим словам: небо (какое?) ... (голубое, чистое, высокое), облака (какие?) … (белые, пушистые, легкие), ветерок (какой?) ...(теплый, сильный, веселый), листочки (какие?)... (зеленые, клейкие, молодые). При таком общении у ребенка расширяется словарный запас и развивается активная речь.
Игры на прогулке весной.
- «Посчитай птиц». Весной природа оживает. И даже если листочки еще не успели появиться на свет, то птицы уже начали радоваться теплу и запахам, которыми богат весенний воздух. С ребенком, который умеет считать, можно поиграть в такую игру: кто заметит больше птиц за время прогулки. Закончить игру можно следующим образом: покормите птиц пшеном или специальным кормом.
- «Пускаемся в плавание по луже». Смастерите дома или прямо на прогулке кораблики, а затем запускайте их в ближайшей луже.
- «Пускаем пузыри … в плавание!» Пускать в плавание по лужам можно не только кораблики, но и мыльные пузыри. На воде они будут держаться дольше и переливаться всеми красками. Наблюдение за такими пловцами – сплошное удовольствие.
- «Охота за словами и буквами». Если ребенок знает буквы, можно поиграть в игру, где ребенок и взрослый ищут вокруг предметы, которые начинаются на выбранную букву. Можно выбрать разные буквы. Например, Вы ищите слова на букву «а», а ребенок – на букву «м». Кто найдет больше предметов?
- «Рисуем на асфальте». Если асфальт сухой, самое время достать цветные мелки и нарисовать приглашение весне: солнышко, цветы и травку. Возможно, это ускорит приход тепла!
Игры на свежем воздухе - всегда весело и увлекательно! Играйте со своим ребенком — это укрепляет взаимосвязь между родителями и детьми, а также способствует созданию более надежных доверительных отношений в семье.